Спирт в пищевых продуктах – халяль или харам?
Мусульманам не разрешено употреблять спиртные напитки, и это неоспоримый факт. А вот наличие алкоголя в шоколаде или торте заставляет задуматься о его дозволенности с точки зрения шариата. С одной стороны – от шоколадки со спиртом не опьянеешь, а с другой стороны – это все-таки алкоголь (!), пусть и в малых дозах.
Каким бывает спирт?
Начнем с того, каким статусом обладает спирт с точки зрения ритуальной чистоты. В исламском учении спирты разделяются на 2 категории:
- Спирт на основе винограда или фиников;
- Спирты на других сахаросодержащих и крахмалосодержащих основах (фрукты, ягоды, зерна и т.д.).
На первую категорию Всевышний наложил строгий запрет в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть [избежав наказания от Аллаха]» (Аль-Маида, 90).
В переводе аята употребляется слово «вино», в оригинале на арабском – «الخمر», что звучит как «аль хамр».
Пророк Мухаммад ﷺ в своем изречении растолковал слово «хамр» следующим образом:
الخمر من هاتين الشجرتين: النخلة والعنبة
«Хамр – это то, что получено из двух растений: финиковой пальмы и виноградной лозы» («Сахих» Муслима, №1985).
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что спирт из винограда или фиников – харам и наджас (нечистота).
Спирты второй категории не являются наджасой (нечистотой). Такого мнения придерживались великие ханафитские имамы: Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад (р.а.).
Однако это вовсе не означает, что можно распивать алкогольные напитки на основе этих спиртов:
الخمر لعينها حرام والسكر من كل شراب
«Хамр запретен сам по себе, а остальные (алкогольные) напитки – из-за опьянения» [Байхакы «Сунан аль-кубра», 8/516 – 518; «Шарх маʼани аль-асар» ат-Тахави, 6/365].
От сподвижников передаются высказывания с аналогичным смыслом.
Когда спирт харам, а когда нет?
Даже капля вина, а также спирта, которые изготовлены из винограда или фиников запрещены с точки зрения ислама. А какова же роль других спиртных напитков? Они запрещены из-за свойства опьянения.
Спирт, который произведен не из винограда или фиников, например из пшеницы или злаковых культур, чист с ритуальной точки зрения (например для внешнего применения – дезинфекции), но как ингредиент или пищевая добавка он разрешен к употреблению только при соблюдении этих двух условий:
- Спирт употребляется не с целью опьянения или в количестве, неспособном опьянить;
- Способ употребления спирта не ассоциируется с явными грешниками (фуссак).
Можно привести в пример конфеты. Там в качестве консерванта могут использовать спирт. Так как конфеты в большом количестве не способны опьянить, они не запретны. Это касается использование спирта в конфетах лишь как консерванта, а не для вкуса, как например шоколад с ликером или коньяком.
Есть хадис:
«Что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом» [Хадис от Джабира и Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др.].
Ханафитские ученые считают, что это касается употребления напитков именно с целью опьянеть. То есть, если человек, имея намерение достичь алкогольного опьянения, делает глоток спиртного, это уже будет считаться харамом, потому что любой алкогольный напиток, употребленный с явной целью опьянения, – харам и в большом, и в малом количествах (как передается от имама Абу Юсуфа в разъяснении этого хадиса). Следовательно – любой напиток который продается для употребления внутрь с целью опьянения – является запретным.
Какой из этого следует вывод?
При соблюдении вышеупомянутых условий пищевые продукты, содержащие в составе спирт не из винограда или фиников, дозволены к употреблению.
Это значит, что продукты питания или лекарства со спиртом дозволены, если не вызывают опьянения.
Пресс-служба Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ
Фото: posamogonu.ru
konturalco.ru
freepik.com