Питание животных: “джалляля”
Поднимаем важную тему о корме животных. Что происходит, если животное кормят нечистотами? Отвечаем на актуальные вопросы, читайте и принимайте к сведению!
“Джалляля” — это арабское слово, произошедшее от слова “джаллят”, что означает человеческие и животные нечистоты. В исламской терминологии этим словом называют домашних животных и птиц, которые на постоянной основе питаются нечистотами как в чистом виде, так и в качестве примеси в обычном рационе, а также тех, кто ест вместе с кормом мясо и иные части других животных.
Согласно исламскому праву “джалляля” — это животные из числа дозволенных, которые едят нечистоты или их подкармливают ими. Иными словами, животное из разряда дозволенных должно питаться лишь нечистотами и падалью или большую часть его рациона должны составлять падаль и нечистоты, для того чтобы отнести это животное к этому разряду. Ученые называли мясо подобных животных как запретным, так и нежелательным к употреблению. Но наряду с этим правоведы единогласно сошлись во мнении, что мясо такого животного будет дозволенным, когда оно вновь перешло на чистый корм. Единственное расхождение среди мазхабов по этому поводу — срок, по истечении которого мясо такого животного может считаться дозволенным.
“Джалляля” может быть считаться мясо, молоко, внутренности, кожу и даже детенышей, находящихся в утробе таких животных.
Всевышний Аллах велел в Священном Коране:
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُم مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللّهُ فَكُلُواْ مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللّهِ عَلَيْهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”»(сура “Аль-Маида”, аят 4).
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالْدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلاَّ مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُواْ بِالأَزْلاَمِ ذَلِكُمْ فِسْقٌ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن دِينِكُمْ فَلاَ تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»(сура “Аль-Маида”, аят 3).
Ислам дозволяет человеку есть чистые, не угрожающие здоровью продукты питания и запрещает использовать нечистые и вредные.
Всевышний Аллах в одном ряду назвал в числе запретных для человека продуктов мертвечину, кровь, свинину и животных, при забое которых не было произнесено имя Создателя:
قُل لاَّ أَجِدُ فِي مَا أُوْحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلاَّ أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَّسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»(сура “Аль-Ан’ам”, аят 145).
Ученые сошлись во мнении, что здесь речь идет о крови забиваемого животного и о том, что она не должна употребляться ни в каком виде (Ибн аль-Араби, Ахкам аль-Кур’ан, 1/53). Это единогласное мнение было отражено и в иджма (ас-Сабуни, Ахкам аль-Кур’ан, 1/160, 163). Более того, знаменитый знаток фикха Джассас отметил, что запретность таких продуктов подразумевает под собой невозможность их использования в каком-либо виде; и даже нельзя их использовать в качестве корма для собак и прочих прирученных животных, питающихся продуктами животного происхождения (ас-Сабуни, Ахкам аль-Кур’ан, 1/160).
Джассас тут опирается на следующий хадис: «Когда к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришли христиане и спросили Пророка:
— Мы используем сало мертвых животных лишь для того, чтобы натирать кожные изделия и корабли. Что ты скажешь на это, о Посланник Аллаха?
Пророк, выразив свое недовольство, ответил:
— Иудеи (да пусть их погубит Аллах), когда Всевышний запретил им подобное мясо, продали его, а затем питались с вырученных денег» (Джассас, Ахкам аль-Кур’ан).
Соответственно, считается недопустимым не только есть таких животных, но и использовать их органы, кожу и иные части для хозяйственных нужд. Здесь применим принцип хадиса Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — то, что запретно употреблять, не может быть дозволено производить и продавать. По этому поводу имам Куртуби, придерживавшийся маликитского мазхаба, написал следующие строки: «Использовать части этих животных в каком-либо виде и для чего-либо считается недозволенным. Более того, не допустимо нечистой водой поливать урожай и поить животных. А мертвечину нельзя скармливать собакам и другим животным. Однако если она сама съест, то не стоит этому препятствовать» (Куртуби, 3/128).
Мнение мазхабов об этом
Другие ученые маликитского мазхаба — в отличие от самого имама Малика, который считал “джалляля” нежелательным (макрух), — относят это к разряду дозволенного (мубах). По их мнению, пища растворяется в мышечной массе, как кровь растворяется в ней.
По мнению ханафитов, и мясо, и молоко животных “джалляля” нежелательно (макрух).
Шафииты считали, что употреблять в пищу животных “джалляля” — макрух, то есть нежелательно. Однако если это животное начнет кормиться чистым кормом, то оно перестанет быть нежелательным.
По мнению ханбалитского мазхаба, “джалляля” запретны (харам), причем запретно не только мясо, но и молоко таких животных. Однако, по другому риваяту, это макрух, то есть нежелательное и неодобряемое. При содержании животных взаперти и чистом корме птица станет дозволенной уже через три дня, а крупный рогатый скот и верблюды — через сорок дней.
Приведенные нами выше примеры касаются случаев, когда животные сами питаются нечистотами. А каким должно быть решение относительно таких животных, которых подкармливает нечистыми продуктами сам человек?
Если птицы находят себе еду самостоятельно и крупный рогатый скот пасется самостоятельно, и они могут съесть нечистоты, и те составляют не более половины всей пищи животного, а животное не начинает скверно пахнуть, то мясо такой скотины, хотя и будет считаться нежелательным, все равно относится к разряду дозволенного, а значит, может употребляться в пищу. Это применимо и к ягненку, который питался молоком свиньи. Однако, не совсем верно, опираясь на это мнение, умышленно подкармливать животных нечистотами, то есть продуктами, в которых содержится кровь, мертвечина и прочее, и при этом считать, что мясо подобных животных будет относиться к нежелательному, а не запретному. Ведь это касается случаев, когда животное добывает пищу самостоятельно, то есть свободно пасётся.
Кровь, фекалии, мертвечина и свинина запретны, а значит, и торговля ими запрещена. Соответственно, если мусульманин приобретет кровь для добавления ее в пищу, он совершит запретное, то есть греховное, действие. Если же животное подкармливалось такими кормами, то купивший такую скотину мусульманин может кормить ее определенный срок чистым кормом, после чего мясо этого животного для него вновь будет дозволенным.
Выдержка из пособия по фикху Комитета по стандарту «Халяль»