Перспективное направление производства и сбыта продукции по стандарту “Халяль”
3 апреля 2019 председатель Комитета по стандарту “Халяль” Ирек-хазрат Зиганшин в рамках обучающего семинара для сельскохозяйственных потребительских кооперативов прочитал доклад о перспективном направлении производства и сбыта халяльной продукции.
Значение слова “халяль”
Слово “халяль” в арабском языке означает “разрешенное, дозволенное”. И мы имеем в виду то, что дозволено в Исламе. У этого слова есть антоним — “харам”, то есть то, что не дозволено. Эти две категории определяют жизнь мусульманина, поскольку мы должны выбирать дозволенное и отказываться от запретного.
Важно придерживаться халяльного образа жизни
Понятие “халяль” применимо ко всем областям жизни. Халяльными могут быть еда и питье, лекарства и косметика, работа и досуг, хобби и отдых, украшения и одежда. В идеале все в жизни мусульманина должно быть разрешенным по Шариату, и мы должны к этому стремиться.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا
(Коран, 2:168)
“О люди, ешьте то, что (дано вам) на земле из дозволенного и чистого”.
Передается, что Сахль ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Для спасения (в вечности) нужно делать три дела: есть халяль, выполнять возложенные Аллахом на тебя обязательства и следовать Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» («Маʼариф аль-Куран», 1/419).
Потенциал халяльного рынка
Мировой рынок “Халяль” появился как новый сектор роста в мировой экономике и начинает занимать сильные позиции в развитых странах. Наиболее перспективными рынками для халяль-индустрии являются быстрорастущие экономики Азии, Ближнего Востока, Европы и Америки. С ростом потребителей во многих частях мира эта отрасль должна стать конкурентоспособной силой в мировой международной торговле. В настоящее время халяльная индустрия вышла далеко за пределы пищевого сектора, что еще больше расширило экономический потенциал халяля.
Прежде всего следует отметить, что исламская система питания и потребления уникальна по сравнению с другими этническими системами питания. Мировое сообщество теперь начало понимать важность требования мусульман к еде. Рынок сертифицированных продуктов стремительно растет как внутри страны, так и за рубежом. Итак, существует рынок халяльных продуктов питания. Каждый мусульманин должен убедиться, что то, что он ест, исходит из халяльного источника. Это означает не только проверку ингредиентов как таковых, но и обеспечение того, чтобы весь процесс соответствовал принципам Шариата.
Для мирового сообщества (как мусульманского, так и немусульманского) важно осознавать потенциал индустрии “Халяль”. Углубление в развивающуюся индустрию на миллиард долларов, такую как халяльная индустрия, может помочь дальнейшему развитию экономики и решить некоторые давние проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане.
Халяльная экономика и рыночный потенциал в мусульманском мире
Глобальная халяльная индустрия оценивается в 2,3 триллиона долларов США (без учета исламских финансов). Рост отрасли оценивается примерно в 20% в год, примерно в 560 млрд. долларов США в год. Таким образом, это делает его одним из самых быстрорастущих потребительских сегментов в мире. Мировой рынок халяль с 1,8 миллиардами мусульман больше не ограничивается продуктами питания. В настоящее время халяльная индустрия вышла за пределы пищевого сектора и теперь включает в себя фармацевтические препараты, косметику, товары для здоровья, туалетные принадлежности и медицинские приборы, а также такие компоненты сектора услуг, как логистика, маркетинг, печатные и электронные средства массовой информации, упаковка, брендинг и финансирование.
В последние годы, с ростом числа богатых мусульман, индустрия “Халяль” расширилась и стала предлагать образ жизни, в том числе услуги халяльных путешествий и гостиничного бизнеса, а также моды. Это развитие было вызвано изменением мировоззрения мусульманских потребителей, а также этическими потребительскими тенденциями во всем мире.
Рынок “Халяль” не является эксклюзивным для мусульман и получает все большее признание среди немусульманских потребителей, которые связывают понятие “халяль” с этичным потреблением. Спрос на сертифицированную халяльную продукцию среди немусульманских потребителей растет, поскольку все больше потребителей ищут качественные, безопасные и этичные продукты.
Символика «Халяль» на продукте — это не только гарантия того, что продукт разрешен для мусульман, но и глобальный символ обеспечения качества и выбора образа жизни. Это видно по участию и вовлечению немусульманских стран и организаций, где халяль быстро становится стандартом выбора. Многие западные страны осознали зарождающуюся глобальную тенденцию потребительского подхода к халяльным продуктам и услугам и теперь стремятся завоевать позиции в халяльной индустрии.