Этапы
сертификации
  • Подача
    заявки
  • Подготовка
    документов,
    заключение
    договора
  • Проверка
    состава
    продукции
    и аудит
    предприятия
  • Получение
    сертификата
  • Постановка
    предприятия
    на контроль
ВРЕМЯ НАМАЗА 28.03.2024
  • Фаджр 02:53
  • Шурук 05:07
  • Зухр 11:45
  • Аср 15:50
  • Магриб 17:59
  • Иша 19:48
  • Фаджр 03:01
  • Шурук 05:09
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:51
  • Магриб 17:57
  • Иша 19:41
  • Фаджр 03:10
  • Шурук 05:18
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:00
  • Магриб 18:06
  • Иша 19:50
  • Фаджр 02:53
  • Шурук 05:04
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:46
  • Магриб 17:54
  • Иша 19:41
  • Фаджр 03:10
  • Шурук 05:20
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:03
  • Магриб 18:09
  • Иша 19:55
  • Фаджр 03:04
  • Шурук 05:12
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:54
  • Магриб 18:00
  • Иша 19:44
  • Фаджр 03:17
  • Шурук 05:26
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:09
  • Магриб 18:16
  • Иша 20:01
  • Фаджр 03:07
  • Шурук 05:20
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:03
  • Магриб 18:11
  • Иша 19:59
  • Фаджр 03:02
  • Шурук 05:08
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:51
  • Магриб 17:56
  • Иша 19:39
  • Фаджр 03:13
  • Шурук 05:21
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:04
  • Магриб 18:10
  • Иша 19:54
  • Фаджр 03:05
  • Шурук 05:19
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:01
  • Магриб 18:10
  • Иша 19:59
  • Фаджр 03:06
  • Шурук 05:18
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:01
  • Магриб 18:09
  • Иша 19:56
  • Фаджр 03:16
  • Шурук 05:25
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:07
  • Магриб 18:13
  • Иша 19:58
  • Фаджр 03:08
  • Шурук 05:22
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:04
  • Магриб 18:13
  • Иша 20:01
  • Фаджр 03:18
  • Шурук 05:28
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:10
  • Магриб 18:17
  • Иша 20:03
  • Фаджр 03:03
  • Шурук 05:10
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:52
  • Магриб 17:58
  • Иша 19:41
  • Фаджр 03:19
  • Шурук 05:28
  • Зухр 12:15
  • Аср 16:10
  • Магриб 18:16
  • Иша 20:01
  • Фаджр 03:13
  • Шурук 05:24
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:07
  • Магриб 18:14
  • Иша 20:01
  • Фаджр 03:11
  • Шурук 05:23
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:05
  • Магриб 18:13
  • Иша 20:00
  • Фаджр 03:00
  • Шурук 05:12
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:54
  • Магриб 18:02
  • Иша 19:49
  • Фаджр 03:03
  • Шурук 05:12
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:55
  • Магриб 18:02
  • Иша 19:47
  • Фаджр 03:14
  • Шурук 05:26
  • Зухр 12:05
  • Аср 16:09
  • Магриб 18:16
  • Иша 20:03
  • Фаджр 03:12
  • Шурук 05:24
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:06
  • Магриб 18:14
  • Иша 20:01
  • Фаджр 03:14
  • Шурук 05:23
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:06
  • Магриб 18:13
  • Иша 19:58
  • Фаджр 03:03
  • Шурук 05:16
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:59
  • Магриб 18:07
  • Иша 19:55
  • Фаджр 03:12
  • Шурук 05:22
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:05
  • Магриб 18:12
  • Иша 19:57
  • Фаджр 03:04
  • Шурук 05:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:54
  • Магриб 17:59
  • Иша 19:43
  • Фаджр 03:03
  • Шурук 05:14
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:57
  • Магриб 18:04
  • Иша 19:51
  • Фаджр 02:59
  • Шурук 05:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:53
  • Магриб 18:01
  • Иша 19:48
  • Фаджр 02:56
  • Шурук 05:08
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:50
  • Магриб 17:58
  • Иша 19:44
  • Фаджр 02:58
  • Шурук 05:08
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:50
  • Магриб 17:57
  • Иша 19:42
  • Фаджр 02:59
  • Шурук 05:10
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:53
  • Магриб 18:01
  • Иша 19:47
  • Фаджр 03:02
  • Шурук 05:13
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:55
  • Магриб 18:03
  • Иша 19:49
  • Фаджр 03:07
  • Шурук 05:16
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:58
  • Магриб 18:05
  • Иша 19:49
  • Фаджр 03:12
  • Шурук 05:18
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:01
  • Магриб 18:06
  • Иша 19:49
  • Фаджр 03:10
  • Шурук 05:21
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:04
  • Магриб 18:12
  • Иша 19:58
  • Фаджр 03:10
  • Шурук 05:20
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:02
  • Магриб 18:09
  • Иша 19:55
  • Фаджр 03:01
  • Шурук 05:10
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:53
  • Магриб 17:59
  • Иша 19:45
  • Фаджр 03:23
  • Шурук 05:31
  • Зухр 12:15
  • Аср 16:13
  • Магриб 18:19
  • Иша 20:03
  • Фаджр 03:17
  • Шурук 05:25
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:08
  • Магриб 18:14
  • Иша 19:58
  • Фаджр 03:07
  • Шурук 05:19
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:02
  • Магриб 18:09
  • Иша 19:57
  • Фаджр 03:00
  • Шурук 05:07
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:50
  • Магриб 17:55
  • Иша 19:39
  • Фаджр 03:08
  • Шурук 05:15
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:58
  • Магриб 18:03
  • Иша 19:47
  • Фаджр 03:08
  • Шурук 05:18
  • Зухр 12:00
  • Аср 16:00
  • Магриб 18:07
  • Иша 19:53

Современные вопросы исламского права касательно дозволенного и запретного в питании с точки зрения ханафитского мазхаба

Введение

Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только пользу. Но человеческий разум, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные: например, свинья, собака, кошка и хищники — тоже стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека.

Следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных разрешено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запрещено (харам). В этой статье будут рассмотрены такие понятия, как халяль и харам, и пищевые добавки с точки зрения их дозволенности и запретности.

 

Материалы и методы исследования

Понятия «халяль» («дозволенное») и «харам» («запретное), в первую очередь, связаны с исламской правовой системой, основанной на положениях Священного Корана и разъяснённой пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) в течение его пророческой миссии. Поэтому источниками, указывающими на дозволенность или запретность чего-либо, прежде всего являются Священный Коран и Сунна пророка Мухаммада, иджма(консенсус крупнейших ученых-факихов) и сравнение по аналогии (кыяс) относительно вопросов, не отраженных в первых основных двух источниках. Шариат, как комплекс предписаний, установленных Кораном и Сунной, охватывает весь спектр общественной и личной жизни мусульман, в том числе того, что касается продуктов питания. Продукты питания разделяются на разрешенные, запрещенные и нежелательные к употреблению в пищу мусульманам. В исламском праве данным значениям соответствуют общеизвестные термины: халяль (разрешенное) и харам (запрещенное).

Халяль

В Исламе исходным принципом для любых ситуаций является дозволенность, и мусульманам допускается употреблять любые продукты, если только они не относятся к запретным или сомнительным. Чем бы ни питался и что бы ни пил человек, все это должно быть дозволено Всевышним Аллахом.

С точки зрения Ислама дозволенными продуктами питания являются:

— мед;

— коровье, козье, верблюжье молоко;

— фрукты и овощи;

— орехи, злаки;

— рыба;

— растения, не опьяняющие разум;

— мясо овец, коз, верблюдов, куриц, гусей, уток, говядина. Однако главное условие дозволенности такого мяса — то, что животное должно быть заколото согласно канонам Ислама.

К категории «халяль» относятся любые продукты, которые не запрещены Кораном и Сунной (т. е. не харам), не определены мусульманскими правоведами как нежелательные (т. е. не макрух), не находятся в области сомнительного (т. е. не машбух).

Харам

Харам — это слово, заимствованное из арабского языка, означающее запретность, недозволенность и недопустимость. В исламском праве «харамом» называются все запрещенные дела и вещи. Все эти запреты основаны на ясных и бесспорных доказательствах из исламских первоисточников: аятов Корана или хадисов. В ханафитском мазхабе все доказательства о запрете выводятся на основании бесспорных данных аятов Корана, хадисов-мутаватир и хадисов-машхур.  Запрещающие фетвы в этом мазхабе не выдаются на основании одиночных хадисов, так как в них могут присутствовать элементы сомнений.

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху [Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308].

  1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
  2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба.
  3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу: например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:

«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» [сура «Аль-Ар’аф», аят 157].

Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение. Исключение — саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

  1. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу: например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
  2. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета на употребление в пищу их мяса — в том, что они тоже считаются нечистой пищей.

 

Пищевые добавки с точки зрения их дозволенности и запретности

Пищевые добавки Е — это вещества химического происхождения, которые используются в пищевых продуктах. Они делают вкус лучше, а также увеличивают питательную ценность и замедляют процесс порчи продукта. Вместе с ростом знаний человека о пищевых продуктах, а также с совершенствованием технологии изготовления пищевых продуктов питания все чаще использовались пищевые добавки в процессе изготовления различных продуктов питания. Этому поспособствовало полное изменение образа жизни человека. Потребность в пищевых добавках наиболее возросла в недавнее время, в связи с большим спросом на питательные пищевые продукты. Важно знать, что практически во всех продуктах содержатся пищевые добавки. И если на упаковке отсутствует запись о пищевой добавке, это еще не значит, что ее нет.

В настоящее время, халяль-индустрия не ограничивается только лишь мясом и мясными изделиями. Любой продукт, который в основе является халяльным, может перестать быть таковым вследствие добавления в него определенных добавок или в результате модификации с использованием недозволенных по Шариату ферментов.

В частности, при производстве кондитерских и хлебобулочных изделий могут быть использованы компоненты животного происхождения и алкоголь, который добавляют для вкуса или для придания рассыпчатости тесту.

Теперь поговорим о некоторых красителях, стабилизаторах, которые являются запретными и сомнительными с точки зрения Ислама.

Е-120 – кармин – красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Этот краситель можно обнаружить в таких продуктах, как йогурт, кетчуп, крабовые палочки. Также, как не дозволено употреблять в пищу насекомых согласно ханафитскому мазхабу, не допустимо и употреблять краситель, извлеченный из насекомых. Поэтому не разрешается употреблять в пищу продукты, которые содержат краситель Е-120. Некоторые современные ученые говорят, что в процессе извлечения красителя из насекомых извлеченное вещество претерпевает изменение, после чего оно становится чистым и является халяль. Однако после детального изучения специалистами не был обнаружен процесс, который мог бы привести к изменению вещества. Следовательно, этот краситель будет считаться запретным.

Е-441 – желатин пищевой. Это белковое желирующее вещество, производится денатурацией коллагена, содержащегося в костях, хрящах, коже, жилах животных. В России и Казахстане он чаще всего изготавливается из свинины (и в любом случае – из животных, забитых не по канонам исламского права). Такой желатин, который получен из свинины, либо из других животных, забитых не по шариату будет являться харамом. Желатин применяется в производстве заливных, желе, а также тортов, цукатов, конфет, йогуртов, жевательной резинки и т. п., а также для изготовления клея и фотоматериалов.

Е-920 – цистеин. Цистеин – серосодержащая аминокислота. Цистеин входит в состав белков и пептидов, играет важную роль в процессах формирования тканей кожи. Е-920 используется в хлебопечении как улучшитель муки и хлеба (делает тесто более тягучим и мягким). В Китае цистеин также используется для приготовления соевого соуса.

В промышленности цистеин принято получать из перьев птиц и шерсти свиней путем гидролиза. Цистеин также можно получить и другим путем – синтетическим и микробиологическим, животное сырье при таких методах не используется. Можно ли из человеческих волос получить Е920? Теоретически это возможно. Однако, учитывая абсолютную невыгодность, вероятность конечно низкая. Целесообразнее использовать в качестве сырья перья, которые являются отходами животноводческой отрасли. Мы не допускаем производство продукции, содержащую в составе L-цистин, полученный из человеческих волос или свиной щетины.

Глицерин используется как пищевая добавка Е-422 в качестве эмульгаторов, в производстве кондитерских изделий для улучшения консистенции, для предотвращения проседания шоколада, увеличения объема хлеба. На сегодняшний день глицерин получают путем обработки жиров растительного и животного происхождения. Если глицерин получен из жиров животного происхождения, то в этом случае он будет считаться сомнительным, так как нужно уточнить, из какого животного был получен данный глицерин, были это животное забито по Шариату или нет. Если глицерин был получен из свиных жиров, то он будет считаться харамом. Если глицерин был получен из растительных жиров, то он будет считаться дозволенным.

 

Заключение

  1. Мусульманам следует более ответственно подходить к выбору еды, потому что есть виды продуктов, которые запрещено употреблять в пищу.
  2. Приучать себя читать состав на упаковках. Например, сейчас даже в хлебе можно обнаружить сомнительные компоненты, как например цистеин.

При этом следует обращать внимание на следующее:

— Общеизвестно, что мусульманам нельзя употреблять в пищу свинину, но этим не может все ограничиваться! Мусульманину также запрещено употреблять в пищу мясо любого животного, забитого не по Шариату.

— Также нельзя употреблять в пищу желатин, полученный из свиней либо из других животных, забитых не по Шариату. В случаях, когда желатин получен из животных, забитых по канонам Ислама, он дозволен к употреблению. Желатин могут добавлять в следующие продукты: желе, муссы, йогурты, мармелад и другие.

— Запрещены продукты с красным красителем кошениль (Е-120), потому что его получают из насекомых (кошениль), а насекомых нельзя употреблять в пищу, а также продукты с улучшителем L-цистеином (Е-920), потому что для его производства используются волосы человека.

 

Литература

  1. АляутДин Абу Бакр аль-Касани, Бадаи ас-Санаи, Бейрут: дар Китаб аль-Ильмия, 1997.
  2. Ат-Тахави Ахмад. Хашия ат-Тахави `аля ад-дурр аль-мухтар. – Бейрут, «Дар аль-марифа», 2010.
  3. Аль-Фатава аль-Хиндия, [Индийские фетвы], Бейрут:  ихъя турас аль-Араби, третье издание, 2010.
  4. Ибн-`Абидин. Радд аль-мухтар `аля ад-дурр аль-мухтар («Хашия Ибн-Абидин»). – Бейрут, 1997 г., «Дар ихья ат-турас аль-`араби».
  5. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-асль («аль-Мабсут»). – Бейрут, 1990 г., «Алям аль-кутуб», 2002.

Айназ Дагиевич Зарипов

Мы в социальных сетях: