Этапы
сертификации
  • Подача
    заявки
  • Подготовка
    документов,
    заключение
    договора
  • Проверка
    состава
    продукции
    и аудит
    предприятия
  • Получение
    сертификата
  • Постановка
    предприятия
    на контроль
ВРЕМЯ НАМАЗА 08.03.2021
  • Фаджр 03:55
  • Шурук 06:01
  • Зухр 11:45
  • Аср 15:16
  • Магриб 17:17
  • Иша 19:00
  • Фаджр 03:59
  • Шурук 05:59
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:20
  • Магриб 17:18
  • Иша 18:57
  • Фаджр 04:08
  • Шурук 06:08
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:29
  • Магриб 17:27
  • Иша 19:06
  • Фаджр 03:53
  • Шурук 05:56
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:14
  • Магриб 17:13
  • Иша 18:55
  • Фаджр 04:09
  • Шурук 06:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:30
  • Магриб 17:29
  • Иша 19:10
  • Фаджр 04:02
  • Шурук 06:02
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:23
  • Магриб 17:21
  • Иша 19:00
  • Фаджр 04:16
  • Шурук 06:18
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:37
  • Магриб 17:36
  • Иша 19:16
  • Фаджр 04:08
  • Шурук 06:13
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:30
  • Магриб 17:30
  • Иша 19:12
  • Фаджр 03:59
  • Шурук 05:58
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:20
  • Магриб 17:18
  • Иша 18:56
  • Фаджр 04:11
  • Шурук 06:12
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:32
  • Магриб 17:30
  • Иша 19:10
  • Фаджр 04:07
  • Шурук 06:12
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:28
  • Магриб 17:28
  • Иша 19:11
  • Фаджр 04:06
  • Шурук 06:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:28
  • Магриб 17:27
  • Иша 19:10
  • Фаджр 04:15
  • Шурук 06:15
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:35
  • Магриб 17:34
  • Иша 19:13
  • Фаджр 04:10
  • Шурук 06:15
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:31
  • Магриб 17:31
  • Иша 19:14
  • Фаджр 04:17
  • Шурук 06:19
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:38
  • Магриб 17:37
  • Иша 19:17
  • Фаджр 04:00
  • Шурук 06:00
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:21
  • Магриб 17:19
  • Иша 18:58
  • Фаджр 04:17
  • Шурук 06:18
  • Зухр 12:15
  • Аср 15:38
  • Магриб 17:37
  • Иша 19:16
  • Фаджр 04:13
  • Шурук 06:16
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:34
  • Магриб 17:33
  • Иша 19:15
  • Фаджр 04:11
  • Шурук 06:15
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:32
  • Магриб 17:32
  • Иша 19:14
  • Фаджр 04:01
  • Шурук 06:04
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:22
  • Магриб 17:21
  • Иша 19:03
  • Фаджр 04:02
  • Шурук 06:04
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:23
  • Магриб 17:22
  • Иша 19:02
  • Фаджр 04:15
  • Шурук 06:18
  • Зухр 12:05
  • Аср 15:36
  • Магриб 17:35
  • Иша 19:17
  • Фаджр 04:12
  • Шурук 06:16
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:33
  • Магриб 17:33
  • Иша 19:14
  • Фаджр 04:13
  • Шурук 06:15
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:34
  • Магриб 17:33
  • Иша 19:13
  • Фаджр 04:04
  • Шурук 06:09
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:25
  • Магриб 17:25
  • Иша 19:08
  • Фаджр 04:11
  • Шурук 06:14
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:32
  • Магриб 17:32
  • Иша 19:12
  • Фаджр 04:02
  • Шурук 06:01
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:23
  • Магриб 17:21
  • Иша 18:59
  • Фаджр 04:03
  • Шурук 06:06
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:24
  • Магриб 17:24
  • Иша 19:05
  • Фаджр 03:59
  • Шурук 06:03
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:20
  • Магриб 17:20
  • Иша 19:02
  • Фаджр 03:56
  • Шурук 06:00
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:18
  • Магриб 17:17
  • Иша 18:58
  • Фаджр 03:57
  • Шурук 05:59
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:18
  • Магриб 17:17
  • Иша 18:57
  • Фаджр 03:59
  • Шурук 06:02
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:20
  • Магриб 17:20
  • Иша 19:01
  • Фаджр 04:02
  • Шурук 06:05
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:23
  • Магриб 17:22
  • Иша 19:03
  • Фаджр 04:06
  • Шурук 06:07
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:27
  • Магриб 17:25
  • Иша 19:05
  • Фаджр 04:09
  • Шурук 06:08
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:30
  • Магриб 17:27
  • Иша 19:05
  • Фаджр 04:10
  • Шурук 06:13
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:31
  • Магриб 17:31
  • Иша 19:12
  • Фаджр 04:09
  • Шурук 06:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:30
  • Магриб 17:29
  • Иша 19:10
  • Фаджр 04:00
  • Шурук 06:01
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:21
  • Магриб 17:19
  • Иша 19:00
  • Фаджр 04:21
  • Шурук 06:21
  • Зухр 12:15
  • Аср 15:42
  • Магриб 17:40
  • Иша 19:19
  • Фаджр 04:15
  • Шурук 06:16
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:36
  • Магриб 17:35
  • Иша 19:14
  • Фаджр 04:08
  • Шурук 06:11
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:29
  • Магриб 17:28
  • Иша 19:10
  • Фаджр 03:58
  • Шурук 05:57
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:19
  • Магриб 17:16
  • Иша 18:55
  • Фаджр 04:05
  • Шурук 06:05
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:26
  • Магриб 17:24
  • Иша 19:03
  • Фаджр 04:07
  • Шурук 06:09
  • Зухр 12:00
  • Аср 15:28
  • Магриб 17:27
  • Иша 19:08

Слайдер

Достижения Комитета по стандарту «Халяль» с 2013-го года

 

  1. В 2019-м году создана и зарегистрирована уникальная система «Халяль».
  2. Комитет приобрел международную известность: полноправное членство в WHC и в AHAC;
  3. «Челны бройлер» и «Пестречинка» полностью переведены на ручной убой.
  4. У Аэрофлота существует сертифицированное бортовое питание; наш девиз — мы не только на земле, но и в небесах.
  5. Все больше кафе и ресторанов подконтрольны Комитету. В частности, отметим
  • первый в России КФС-Халяль;
  • первый в России супермаркет «Бахетле Халяль».
  1. Сотрудничество с Департаментом продовольствия и социального питания — обеспечиваем халяльным питанием школы и детские сады Казани.
  2. Мы много работаем с другими регионами РФ, среди них
  • Самарская область, 
  • Челябинская область,
  • Башкортостан,
  • Мари Эл,
  • Москва, 
  • Санкт-Петербург,
  • Воронежская область,
  • Оренбургская область,
  • Пермский край, 
  • Свердловская область.
  1. Комитет был соорганизатором и участником Halal Expo в 2017-м, 2018-м, 2019-м годах.
  2. В 2020-м году успешно прошли независимый финансовый аудит.
  3. Мы помогаем экспортировать халяльную продукцию. Так, на экспорт производят
  • Булочно-кондитерский комбинат (Казань) — ОАЭ, Европа;
  • Акульчев (Набережные Челны) — страны Азии;
  • Макфа (Челябинск) — Япония;
  • Мехригийо (Узбекистан) — КСА.
  1. Мы обучаем персонал и забойщиков в частности на сертифицируемых предприятиях.
  2. В рамках проекта дорожной карты «Halal Lifestyle» инициирована сертификация пяти санаториев РТ (три из них уже получили свидетельство).
  3. Издана книга «Дозволенное и запретное в питании и не только».
  4. Изданы буклеты о правилах сертификации, работе Комитета и др.
  5. Сотрудники Комитета провели сотни пятничных проповедей, обучающих семинаров и лекций о правилах касательно халяля.

Слабые звенья в сфере «Халяль»

В этой статье мы хотим обратить внимание потребителей и производителей на довольно необычные и печальные практики в сфере «Халяль» в наши дни.

Сейчас нередко бывает так, что сертификацией по стандарту «Халяль» занимаются немусульмане (или очень далекие от практики этнические мусульмане). Встречаются организации, где работают немусульмане, но сертифицируют халяльную продукцию. Есть некомпетентные поставщики халяльной продукции. А еще есть заведения общественного питания: кафе, столовые и рестораны, — которые позиционируют себя как халяльные, но не соблюдают требования.

Зачастую руководители в таких организациях недостаточно глубоко разбираются в том, что такое халяль для мусульман. Так, они могут поставить значок «Халяль», опираясь просто на то, что в продукции нет свинины, и не придавая никакого значения методу забоя. Или — в случае с кафе — организаторы могут закупать халяльное мясо у поставщика с халяльной продукцией, но этого недостаточно для того, чтобы называть кафе халяльным. Все остальное: кухня, оборудование, иные продукты — тоже должны быть проверены сертифицирующим органом при выдаче сертификата, но этого не происходит, так как сертификата нет. А некоторые центры сертификации с немусульманами во главе могут выдать сертификат по стандарту «Халяль», например, года на три на основании справки от какого-нибудь имама. Через год, если связаться с этим имамом, можно узнать, что он уже имамом и не работает. А если связаться с предприятием, слышишь, что у них нет и не было контроля производства…

В последние пару лет халяльное питание становится брендом, это своего рода модная тенденция: слово «Халяль» все чаще встречается в рекламе. Но используют это слово и немусульмане, не вполне понимая, что значит халяльная еда, и попросту желая привлечь покупателей, показать, что они — в тренде. Они не обращаются к центрам сертификации, а просто используют слова какого-нибудь имама или просто рекомендацию знакомых мусульман для продвижения своего продукта. Конечно же, этого на деле недостаточно, для того чтобы сказать, что еда — халяльная. Надо досконально знать правила Шариата касательно разрешенного в Исламе, проверить всю линию производства, обращая внимание не только на мясное сырье, но и на добавки и схемы использования инструментов.

Безусловно, это не означает, что халяль — только с сертификатом. Чисто теоретически может быть такое, что и без сертификата производство (например, фермерское) — строго халяльное. Но для этого руководителям и работникам надо во всем разбираться, часто необходимо советоваться со знающими мусульманами насчет техник производства. Простые мусульмане без консультаций со специалистами все же очень редко столь дотошно подходят к деталям. Если же предприятием руководит немусульманин, вообще маловероятно, что он самостоятельно разберется в тонкостях чужой для него религии.

Что же касается поставщиков, существует следующая проблема. Иногда мелким кафе не хватает бюджета, чтобы работать с поставщиками халяльного сырья, да и сами поставщики не заинтересованы в сотрудничестве с небольшими заведениями, так как тем нужны небольшие партии продуктов. Часто крупные поставщики халяльного мяса работают с другими крупными поставщиками-посредниками в городах, которые закупают оптом, а потом в свою очередь развозят по мелким заведениям общественного питания, чуть поднимая цену, чтобы заработать на разнице. Это рабочая и удобная схема на первый взгляд, однако поставщики-посредники часто развозят и халяльное, и нехаляльное сырье. По большому счету им все равно, они не разбираются в тонкостях исламского права. И на практике мы выявляли нарушения, когда, например, привозят нехаляльное сырье вместо халяльного, случайно перепутав.

Ну’ман ибн Башир (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Воистину, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается (от него) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придёт и к совершению) запретного подобно тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Воистину, у каждого владыки есть (своё) заповедное место, и, воистину, заповедное место Аллаха — то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце”». Этот хадис приводят имамы аль-Бухари (№52) и Муслим (№1599).

Таким образом, обращаем ваше внимание на три «слабых звена» в индустрии «Халяль».

 

Будьте осторожны, остерегайтесь того, что вызывает вопросы!

  • Не верьте просто слову «Халяль» в рекламе продукта или на вывеске кафе!
  • Спрашивайте сертификат по стандарту «Халяль» в кафе и прочих заведениях общественного питания. Ешьте, только если доверяете тому, кто свидетельствует, что здесь подают халяльную пищу.
  • При отсутствии сертификата у самого заведения общественного питания или фирмы-производителя не всегда достаточно того, что они закупают халяльное сырье через поставщика-посредника, это чревато ошибками.
  • Если вы сами руководите пищевым предприятием или кафе и хотите использовать бренд «Халяль», обращайтесь к мусульманским центрам сертификации, при ДУМ.

Автор статьи: Малика Умм Яхья

Проверил cпециалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.

Где найти халяльный торт, или Как Комитет сертифицирует кондитерские изделия

Мусульмане узнают про халяльное питание все больше и начинают все строже и серьезнее подходить к составу продуктов в своих корзинках в супермаркетах. Первая ступень — покупать только халяльное мясо. Потом мусульманин задумывается о происхождении сычужного фермента, который используют сыроделы, и выбирает сыр с микробиальным ферментом или сычужным ферментом с сертификатом «Халяль». А потом выясняется, что и сладости могут содержать недопустимые ингредиенты. Особое внимание следует уделить пищевым добавкам и разнообразным молочным компонентам печенья и шоколада.

Десерты и сладости могут содержать запретные желатин и кармин, пищевые добавки из животного нехаляльного сырья, винную кислоту из вина, сыворотку, полученную с использованием запретного фермента, и другие добавки.

В этой статье мы расскажем, как наш Комитет проверяет кондитерские изделия и как мы относимся к распространенным пищевым добавкам. Некоторые из добавок, несмотря на то что мусульмане их часто считают сомнительными, — вполне халяльны (например, лецитин). Некоторые же требуют проверки.

Общий подход Комитета к проверке пищевых продуктов

Все ингредиенты и все пищевые добавки в составе продукта проверяются на компоненты животного происхождения. Если таковые есть, мы проверяем, получены они от дозволенного и заколотого по нормам Ислама животного или нет. Проверяется не только основа добавки, но и растворитель.

По мере необходимости мы можем отослать готовую продукцию на проверку на ДНК.

Если компания предоставляет на какой-то ингредиент сертификат “Халяль” другого центра сертификации, мы его принимаем, если требования другого центра совпадают с нашими. Если в целом требования совпадают, но по частному вопросу другой центр придерживается иной позиции, мы не принимаем его сертификат на добавки, для которых это расхождение актуально. Например, если другой центр дозволяет кармин, то мы не принимаем его сертификат на продукты, где может быть кармин.

Распространенные пищевые добавки в кондитерской промышленности

и требования Комитета по стандарту «Халяль»

Для этой статьи мы подготовили список пищевых добавок, которые часто встречаются в кондитерских изделиях и вызывают вопросы у мусульман, которые сознательно подходят к выбору продуктов. Это не исчерпывающий список добавок — мы перечислили лишь те, которые вызывают наибольшее количество вопросов.

Желатин

Полного превращения вещества (истихаля) при производстве желатина не происходит, поэтому желатин должен быть произведен из дозволенного по Шариату животного, заколотого согласно нормам Ислама. В качестве замены также допустимы рыбий желатин, агар-агар и пектин.

Кармин

Полного превращения вещества (истихаля) не происходит, поэтому его присутствие в составе пищевого продукта не дозволено.

Этиловый спирт

Канонически он считается чистым и дозволен по ханафитскому мазхабу в составе продукта, если этот продукт не опьяняет и не ассоциируется с грехом. Тем не менее, если этиловый спирт указан в составе продукта на этикетке, мы все равно не сертифицируем такой продукт. Однако, если в качестве растворителя для изначально халяльной пищевой добавки (например, красителя) используют спирт, мы разрешаем такую добавку в составе в виде исключения.

Алкогольные напитки

Никаких алкогольных напитков в составе мы не допускаем: ни вина, ни алкоголя иного происхождения.

Молочная сыворотка

Мы относимся к ней как к сыру и смотрим, какие ферменты участвовали в производстве. Если они животного происхождения и из животного, забитого не по нормам Ислама, или недозволенного животного, мы не допускаем такую сыворотку в составе.

Лецитин

Это растительный продукт — по крайней мере на территории Российской Федерации. К нему вопросов не возникает. Чаще всего лецитин — соевый или подсолнечный.

Е-422 (глицерин)

Мы запрашиваем происхождение глицерина — просим подтвердить, что глицерин растительный. Если он животного происхождения из животного, забитого не по нормам Ислама, или недозволенного животного, мы не допускаем его в составе.

Лактоза

Это молочный сахар. Основная (большая, почти вся) часть использованного при производстве сыра (творога) животного фермента уходит с готовым продуктом (сыром, творогом), так как именно он связывает белок молока, незначительная часть фермента как примесь может остаться в сыворотке. При получении из сыворотки лактозы происходит температурное воздействие на нее (сепарирование), что инактивирует фермент и приводит к его распаду. В дальнейшем лактоза (молочный сахар) кристаллизуется и получается фактически в чистом виде — примерно 99%.

Молочный жир

Это фактически просто концентрированное сливочное масло. Молочный жир более концентрирован, там может быть до ста процентов жира. Некоторым предприятиям удобнее использовать концентрат, а не сливочное масло.

E-542 (фосфат натрия)

Мы запрашиваем у предприятия, животного ли происхождения продукт. Если животного, то мы уточняем, какое сырье: халяльное или нехаляльное.

Е-920 (L-цистеин)

Мы запрашиваем у предприятия, животного ли происхождения продукт. Если животного, то мы уточняем, какое сырье: халяльное или нехаляльное.

Эфиры и глицериды кислот (Е-471, Е-472)

Если мы получаем подтверждение, что компонент неживотного происхождения, то мы его пропускаем. Если происхождение — животное, то мы запрашиваем у предприятия, какое было сырье: халяльное или нехаляльное. Если добавка животного происхождения из животного, забитого не по нормам Ислама, или недозволенного животного, мы не допускаем ее в составе.

Винная кислота и различные тартраты

Мы запрашиваем у предприятия, какое было сырье: халяльное или нехаляльное. В этом случае нас интересует, было сырье вином или виноградом.

Сухое молоко

С этой добавкой нет проблем — это просто высушенное молоко.

Бета-каротин

Мы запрашиваем у предприятия, какой состав, в том числе и у возможного растворителя.

Молочный белок

На каждом производстве мы рассматриваем, из чего он получен.

Лактат калия, лактат натрия, лактат кальция

Комитет запрашивает информацию о происхождении лактатов.

Заключение

Как вы видите, мы открыто сообщаем о своем подходе к сертификации и придерживаемся принципа прозрачности. Мы хотим, чтобы покупатели знали, что именно мы гарантируем и на каких основаниях. На российском и европейском рынках действительно тяжело найти сладости и десерты, в которых можно было бы вообще не сомневаться. Мы не утверждаем, что все, что не имеет сертификата «Халяль», запрещено, однако советовать вам печенье без проверки Комитет не может. Мы гарантируем контроль и перепроверки лишь для сертифицированной продукции.

Сертифицированные нами предприятия (состояние на декабрь 2019)

«Услада»

Производят зефир, печенья, вафли, вафельные рулеты, конфеты.

 

«ЮгАгроСервис»

Производят печенье.

 

«КДВ Новосибирск»

Производят сухарные изделия.

 

«Кондитерская фабрика «ТОРЕРО»

Производят вафли, вафельные десерты, торты, конфеты.

 

«КДВ Яшкино»

Производят вафли, сдобное печенье, пряники, халву, ирис.

 

«Кондитерская фабрика «Нева»

Производят зефир, пастилу, мармелад, драже.

 

«Королевский вкус»

Производят пряники, вафельные трубочки.

 

«Булочно-кондитерский комбинат» (Казань)

Производят торты, пирожные, хлеб, печенье, восточные сладости, вафли, сухари.

 

«Меридиан»

Производят печенье.

 

«Венские вафли»

Производят макаруны.

 

«Тамле»

Производят чак-чак.

 

«КДВ Минусинск»

Производят крекеры и печенье.

 

«Акульчев»

Производят печенье и сдобу.

 

«КДВ Воронеж»

Производят вафельные рулетики, вафельные трубочки, вафли, конфеты, печенье, карамель.

 

«КДВ Павловский Посад»

Производят крендельки, шоколад.

 

«Заинский крекер»

Производят сахарное печенье, галеты, конфеты, крекеры.

 

«Казанский хлебозавод №3»

Производят хлеб, хлебобулочные, кондитерские, макаронные, сухарные изделия.

 

«Озерский сувенир»

Производят конфеты и шоколад.

 

«КДВ Нижний Тагил»

Производят конфеты и карамель.

 

Производство Шиховой Гульнары Фаргатовны

Производят чак-чак, хворост.

 

Автор статьи: Малика Умм Яхья

Проверил специалист шариатского отдела Абдуллов Х. Д.

Дозволен ли механический забой животных?

Механический убой используется на многих европейских, американских и российских фабриках. Это настолько общепринято, что многие мусульмане не видят в таком методе забоя ничего дурного, предполагая, что если соблюдаются определенные формальности (например, на ноже аппарата выгравирована басмала), то никаких проблем с точки зрения религии здесь нет. И это большая ошибка.

Шариат устанавливает определенные правила, при которых мясо убитого животного становится дозволенным в пищу. Мы много раз об этом писали. В частности, одно из таких установлений — ручной забой, когда действие (забой животного перерезанием горла) производится ножом (или другим аналогичным острым предметом) и относится к человеку, который в свою очередь отвечает еще некоторым условиям (произносит басмалу, является мусульманином). Если острый тяжелый меч упадет с большой высоты и случайно перережет горло животному, в основе мясо такого животного не будет дозволено (халяль), потому что нет забойщика. Нож не забойщик, это неодушевленный предмет.

В этой статье мы ответим на три расхожих аргумента, которые используют те, кто защищает механический забой.

  1. Есть ситуации, когда и по Шариату можно не резать горло животному вручную. Почему нельзя провести аналогию?

Действительно, есть ситуация, когда допустимо отклонение от принятого стандарта (человек закалывает животное ножом, произнося басмалу и перерезая животному горло). Такое допустимо на охоте, когда животное недоступно: его невозможно настичь, не убив. Да, на охоте можно убить, например, копьем или пулей издалека, не перерезая горло самостоятельно. Но это исключение, которое допускается лишь потому, что нет иного способа.

Если же во время охоты животное только ранено и охотник может подойти к нему и зарезать по всем правилам, он обязан это сделать, иначе, если оно умрет от раны, хотя охотник мог подойти и заколоть его по нормам Шариата, мясо будет считаться мертвечиной. Иными словами, даже в таких условиях, как только животное становится доступно, его обязательно заколоть вручную.

وأما الصيد إذا جرحه السهم أو الكلب فأدركه صاحبه حيا فإن ذكاه يؤكل بلا خلاف بين أصحابنا كيف ما كان سواء كانت فيه حياة مستقرة أو لم تكن، وخرج الجرح من أن يكون ذكاة في حقه وصار ذكاته الذبح في الحياة المستقرة ذكاة مطلقة فيدخل تحت النص

(Бадаи’ ас-санаи’, 5/51)

Так о каком механическом забое может идти речь, если животные доступны для ручного забоя? А на фабриках они доступны.

  1. Механический забой — это шариатская дарура (крайняя необходимость), иначе фабрики не справятся с объемом производства и потеряют покупателей.

Нет, никакой крайней необходимости (даруры) нет ни в выпуске мясной продукции тоннами, ни в гонке за потребительскими прихотями. Более того, увлеченность мясом сверх меры, так что человек трижды в день ест мясные блюда, не отвечает сунне умеренности. Впрочем, отметим и то, что при грамотном руководстве технологов можно оптимизировать ручной забой так, чтобы достичь достаточно высоких производственных показателей.

  1. Забой на фабриках — это действие человека, который опускает рычаг. В чем проблема считать это правильным ручным забоем?

Сразу скажем, это тема для книги, а не статьи. Есть как минимум три момента, которые вызывают много вопросов.

Во-первых, при механическом забое не всегда правильно перерезается горло птицы на конвейере. Очень часто нож режет сбоку, нет гарантии, что горло будет перерезано спереди. И вообще нет гарантии, что каждая забитая так птица — халяльна, ведь для дозволенности мяса необходимо, чтобы было перерезано минимум три канала из четырех, это происходит не всегда.

في حالة القدرة إذا قطع الحلقوم والمرىء والودجان فقد أتم الذكاة وإن قطع الأكثر من ذلك حل أكله واختلفت الروايات في تفسير ذلك ورى الحسن عن أبي حنيفة رضي الله تعالى عنه وهو قول أبي يوسف الأول إنه إذا قطع الثلاث من الأربعة أي ثلث ما قطع فقد قطع الأكثر ثم رجع أبو يوسف عن هذا وقال يشترط قطع الحلقوم والمرىء وأحد الودجين وعن محمد رحمه الله تعالى أنه يعتبر قطع الأكثر عن كل واحد من هذه الأشياء الأربعة وعنه أيضا إذا قطع الحلقوم والمرىء والأكثر من كل الودجين يحل وما لا فلا قال مشايخنا وهو أصح الجوابات

(المحيط البرهاني، كتاب الذبائح، الفصل الثاني: 8/449؛ إدارة)

قال رحمه الله ( وقطع الثلاث كاف ) والاكتفاء بالثلاث مطلقا هو قول الإمام وقول أبي يوسف أولا وعن أبي يوسف أنه يشترط قطع الحلقوم والمريء واحد الودجين وعن محمد لا بد من قطع الأكثر من كل واحد من هذه الأربعة وأجمعوا أنه يكتفي بقطع الأكثر من هذه العروق الأربعة

(البحر الرائق، كتاب الذبائح: 8/193؛ المعرفة)

Во-вторых, часть способов произнесения басмалы над убиваемыми животными вообще невербальна (гравировка на ноже, надпись на стене рядом с конвейером). Это не считается. Если же человек, опуская рычаг и запуская процесс механического забоя, произнесет басмалу, то это похоже на то, как если б один убивал животное, а второй рядом произносил басмалу — мясо животного не дозволено было бы в пищу. Чем это отличается?

Но даже если счесть забойщиком опускающего рычаг, то все равно выходит, что он произнес басмалу лишь раз, а потом сознательно не произносил ее над следующей сотней птиц, которых убивает нож на конвейере. Разве это похоже на метод халяльного забоя?

[22]  وإذا أراد أن يذبح عددا من الذبائح لم تجزئه التسمية الأولى عما بعدها (المحيط البرهاني ج 8 ص 452 إدارة القرآن)

В-третьих, человека, опускающего рычаг, вообще нельзя считать забойщиком, потому что режет животных не он, а аппарат по специальной программе. Это недопустимо.

Итог

Механический убой нельзя считать вариантом ручного забоя по Шариату. Поскольку животные находятся в доступности забойщиков, нельзя резать их механически. Наш Комитет не выдает сертификат соответствия стандарту «Халяль», если на предприятии используют механический убой.

Автор статьи: Малика Умм Яхья

Проверил Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.

Мимикрия в сфере халяльной продукции

На фоне удешевления производства, когда используют заменители, которые не несут пользы для здоровья, и большой конкуренции предприятия все больше вводят в оборот разные новые методы повышения продаж.

 

Например, они используют ведерки с вогнутым дном, которые создают впечатление, будто бы продукта больше, чем на самом деле, или снижают вес уже привычного продукта (допустим, пачки масла или творога с 200-т г до 180-ти), так что это невозможно определить на глаз, и все выглядит так, будто бы цена на продукт не изменилась, в то время как у других компаний эти товары подорожали. Пока клиент поймет, что к чему, пройдет время.

 

Некоторые особо ретивые и изобретательные предприниматели, позаимствовав мимикрию у животных, в последнее время начинают выпускать продукты, которые внешне практически ничем не отличаются от продукции с символикой «Халяль».

 

Как правило, государство не регулирует эти вопросы: законодательно мусульмане не защищены от такого подражания. Максимум, на чем можно сделать акцент, – это обман потребителя или введение его в заблуждение. Но будет ли кто-то из покупателей обивать пороги правозащитных инстанций (Роспотребнадзор, прокуратура и т. д.) или судов? Практика показывает, что нет, такого не будет по самым разным причинам. В основном, ради экономии нервов, времени и денег, да и потому что мы уже, наверное, привыкли к тому, что доказать что-то может быть практически невозможно, проще уйти и оставить.

 

Еще можно зацепиться и за федеральный закон «О защите конкуренции» (статьи 14.2 и 14.3): «запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» или «некорректного сравнения», — ведь что может быть некорректнее ситуации, когда выдают харам за халяль. Но обычно это больше задевает производителей халяльной продукции.

 

Валить вину на самих покупателей-мусульман ни производители, ни госслужащие не имеют права, потому что законы совести никто не отменял. Хотя они могут быть не прописаны в конституции в том полном виде, в каком им уделено внимание в Божественном послании, они прививаются человеку с самого раннего детства – буквально впитываются с материнским молоком вне зависимости от того, будет человек в дальнейшем верить в Бога или нет. Если прислушиваться к совести, становятся очевидны общечеловеческие изначальные ценности, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

Даже если предприятие не пишет на продукции слова «Халяль» и не размещает соответствующей маркировки (знак «Халяль» и т. д.), оно может недобросовестно использовать специальные маркетинговые решения, призванные привлечь внимание необходимой аудитории покупателей. Сюда относится исламская и мусульманская символика, которые у рядового мусульманина вызывают ассоциации с Исламом и вероятной халяльностью продукта.

Примеры:

  1. изображение мечетей;
  2. изображение полумесяцев;
  3. использование каллиграфических «восточных» шрифтов;
  4. использование определенных слов в названии («мусульманская», «татарская» и т. д.);
  5. использование наименований широко известных среди мусульман товарных марок именно продукции с сертификатом «Халяль» вплоть до незаконного использования уже зарегистрированных марок, таких как, например, «Дуслык» и др.;
  6. использование словосочетания «без свинины» (хотя ее отсутствие никак не означает, что теперь продукт стал халяльным или что любое другое мясо является дозволенным, ведь харамным может быть абсолютно любое мясо, если оно забито не в соответствии с требованиями Ислама);
  7. использование зеленого цвета, который часто ассоциируется у мусульман с халяльной продукцией (этим цветом также, как правило, в магазинах отмечается зона халяльной продукции);
  8. обманчивое товарное соседство на полках магазинов – размещение непосредственно в зоне «Халяль» или рядом с ней.

 

Наряду с уже неоднократно упоминавшимися ранее случаями мимикрии в сфере «Халяль» периодически выявляются новые лихие производители, и в наш Комитет поступают обращения от введенных в заблуждение покупателей-мусульман.

 

В связи с тем, как производители харамной продукции выходят на новый уровень подделки халяльной продукции или подражания ей, отдельно хочется упомянуть такой метод, как заимствование данных халяль-производителя и их размещение (иногда дело доходит до полного копирования) на этикетке своего продукта (например, это может быть адрес производителя продукции «Халяль»).

 

Были случаи, когда особо ушлые поставщики клеили на коробках с продукцией наклейки «Халяль», хотя тара явно указывала на ее происхождение.

 

Поэтому, Комитет по стандарту «Халяль» настоятельно рекомендует

  • стараться не попадаться на хитрости и уловки харамных производителей,
  • не брать их продукцию,
  • максимально распространять информацию о нарушениях другим,
  • обращать внимание на наличие на продукции не только слова «Халяль», но и знака «Халяль», который, кроме всего прочего, должен быть узнаваемым и принадлежать известному органу сертификации, которому можно доверять,
  • по возможности сверять адреса, указанные на продукции, с адресом производителя,
  • не покупать сомнительную продукцию,
  • стараться покупать у проверенных производителей,
  • стараться брать продукт напрямую, а не у поставщиков (особенно если последним без разницы, на чем зарабатывать: на халяле или хараме).

 

Спешим заверить, что сообщать о нарушениях можно не только в организацию по сертификации «Халяль» (Комитеты, ДУМы и т. д.), но и в Роспотребнадзор, а также обращаться непосредственно к самому халяль-производителю (как правило, вся контактная информация отображается на этикетках продукции).